Итоги VI международного конкурса им.С.И.Танеева

По следам конкурса.

                Подошел к концу III тур VI Международного конкурса камерных ансамблей им.              С. И. Танеева. Финалисты могут спокойно вздохнуть: позади самые волнующие этапы конкурса. Строгое, но доброжелательное, жюри подвело итоги.
I место поделили между собой «Малевич – квартет» (Нидерланды) и квинтет из МГК им. П. И. Чайковского.
II место – дуэт из Латвии и дуэт сестёр Аванесян (Армения)
III место – дуэт из РАМ им. Гнесиных, дуэт из Казани, дуэт из Кореи
IV место – дуэт сестёр Алексейчик из Белоруссии и дуэт из МГК им. П. И. Чайковского

               


Есть небольшой круг вопросов, который невозможно не задать нашим участникам. Главный из них: «Как вы считаете, все ли задумки вы воплотили в своём выступлении?». 
Ответы были разнообразными. Дуэт  из Москвы – А. Лабердина и М. Бетехтин ответили на него следующим образом «Мы очень старались, но не всегда выходило то, что мы хотели. Главное, на наш взгляд  – это яркость, музыкальность и отдача; думаем, что мы этого добились». Так же считает и дуэт из Казани – Д. Жутин и А. Нургаянов «Осталось многое, что мы хотели бы еще добавить». Дуэт сестер Аванесян сказали: «Воплотить все не получается, и мы думаем, что в этом -  прелесть нашей профессии», а пианист из корейского дуэта Ян Минчжэ высказался так: «Трудно сказать, удалось ли воплотить все. Думаю, можно было показать намного больше. Помешало волнение». Дуэт выпускниц РАМ им. Гнесиных считает: «Мы воплотили намного больше». Так же думает и трио из Москвы.

               


              Интересно было задать музыкантам вопрос о том, чем для них выделяется С. И. Танеев среди других композиторов? 
Дуэт из Москвы: (М. Бетехтин) «Полифоничность, теоретические труды Танеева говорят сами за себя, фактура пронизана имитациями».
Дуэт из Казани: (Д. Жутин) «Для меня, как пианиста, он выделяется интеллектуальностью. Танеев знал, что он хочет воплотить, и делал это в фортепианной партии. Он не выделяется помпезностью, по сравнению с другими композиторами, а «берет» чистотой своей мысли».
А. Нургаянов: «Учитывая то, что он ученик Чайковского, в музыке проглядывалась лирика, романсовость и песенность».
Трио из МГК им.Чайковского: «Танеев - недооцененный композитор среди других российских, хотя он обладает как минимум, индивидуальным стилем. Как максимум, собственным ярким композиторским дарованием. У него -  масштабность замыслов, колоссальный кругозор и философское мышление, что редкость для композиторов того времени. Его философия выражена в полифонии.
Дуэт из Латвии: (Р. Тарвиде) «Он - великий полифонист и гениальный композитор. Например, в прошлом году я играла его квинтет в Швеции. У нас был интернациональный состав, и, к моему великому сожалению, они не знали о таком великом музыканте, что было очень обидно. Но профессора знали об этой потрясающей музыке, и доносили его идеи до музыкантов. Так же и я рассказывала коллегам о его работах».
Квинтет МГК: «Танеев выделяется полифоническим складом партитуры, фантастическим мастерством  контрапункта, очень плотными и масштабными симфоническими фактурами. 
«Малевич-квартет»: «У Танеева невероятное владение письмом. В мире он считается мастером полифонии. Композитор написал большие труды о контрапункте. В его музыке все правильно и точно. Все его работы безукоризненны  в сочетании таланта и рационализма».

                


           Каждый участник выделил индивидуальность полифонической фактуры Танеева, ведь она является мощным средством образной характеристики и формообразования. Чтобы воплотить весь этот сложный сплав, необходимо детально прорабатывать детали. Об этом и поведали участники конкурса:
Дуэт из Казани: «Первая трудность – простота. Когда ты впервые открываешь ноты, кажется, что играть будет это легко и делать практически нечего. Но когда начинаешь детально работать,  появляется много вопросов концептуального плана. Что с чем связывается. Есть такие моменты, которые могут пролететь мимо ушей. Необходимо их наполнить, чтобы воплотить все то, о чем думал композитор в это время».
Малевич - квартет: «Точность музыки Танеева очень сложна для исполнения, но музыка настолько прекрасна, что эти сложности хочется преодолевать».
Дуэт из Кореи выделил сложность сочетания многогранной полифонии и необходимости «пения» партии скрипки.
Для Квинтета самой большой сложностью оказалась возможность собраться вместе, ведь день каждого из них наполнен работой и учебой. Поэтому, они репетировали по ночам.

                   В среду, 22го ноября многоуважаемые члены жюри проводили мастер классы. Некоторым участникам не удалось присутствовать на них из-за плотности графика репетиций. Но те, кто участвовал, очень положительно отозвались о них:
Дуэт из Казани: (А. Нургаянов) «Были у В. Редика (Президент Зальцбургского фестиваля камерной музыки). Работали над сонатой, которую играли в первом туре. Поскольку он скрипач, то преимущественно занимался со мной: уточнял некоторые детали в исполнении. Эта встреча принесла свежий взгляд на трактовку и музыкальную составляющую произведения».
Дуэт из Кореи участвовал в мастер-классе у А. Бондурянского (профессор МГК, Председатель жюри). Пианист отметил следующее: «Мы играли Чайковского. Благодаря мастер-классу я услышал другую музыку, отличную от той, что я себе изначально представлял».
        
                  Некоторые ансамбли исполняли в финале неординарные произведения, впечатлившие слушателей своей индивидуальностью. Например, трио И. Лазорина в исполнении ансамбля из Московской консерватории. В. Стариков рассказал нам о его создании: «Иван мой друг. Мы вместе учились в Екатеринбургской десятилетке. Сейчас он учится в Петербуржской консерватории. Что касается его стиля – он был виден сразу. Я играл его сольные произведения, играли и его трио – это всегда было ново и оригинально.
Что касается этого произведения, то изначально, это была двухчастная  концепция. Планировалось, что вторая часть станет апокалипсическим финалом, вобравшим в себя черты тяжелого рока, барокко и вообще, всего на свете – музыка «конца света».  Когда мы решили участвовать в конкурсе, я обратился к нему с просьбой разработать окончательный вариант этого произведения – в итоге, осталась первая часть, и были созданы еще три части – получилась классическая форма – 1 сонатная, 2- медленная, 3- скерцо, 4 – быстрый финал. Изначальная концепция, была сохранена, и революционная идея даже приумножилась.»
               Также, произвело неизгладимое впечатление на слушателей «DiGiT» дуэта из Латвии. Р.Тарвиде: «Его написала современный композитор из Нидерландов Майк Нас – она сама привезла эти ноты в нашу консерваторию в Риге. И наш профессор посоветовал его сыграть. Может показаться, что оно легкое, но это абсолютно не так. Важная составляющая успешного исполнения – абсолютная синхронность и если у кого-то произойдет сбой, слушатель обязательно  это почувствует. Это произведение мы учили везде, где можно. Например, когда ехали на работу в автобусе. Люди с удивлением спрашивали, что мы делаем», с улыбкой вспоминает Роксана.

                Все конкурсанты выразили благодарность организаторам этого конкурса:   чуткости, любезности, доброте и поддержке. А. Лабердина: «Огромное спасибо организаторам и членам жюри за хорошую, добрую атмосферу, которая на других конкурсах – большая редкость. Здесь мы чувствуем себя как дома,  и нам это очень нравится. Большое Вам спасибо. Мы счастливы играть на этой сцене», А. Лузько: «Организаторы очень верят в нас и поддерживают, создают творческую атмосферу, что очень редко бывает на конкурсах», Е. Кузеванова «Как только мы приехали, нам все было предоставлено. Особенно – где и когда заниматься. Всегда можно было позвонить, если были сложности. Нам очень приятно, что здесь за нас переживают».

                Мы очень благодарны каждому участнику за предоставленную возможность насладиться многогранной, красивой и качественно исполненной музыкой. Желаем каждому из них творческих успехов, непрекращающегося развития и покорения новых сцен.

Анастасия Буйвол.
Студентка III курса
отделения «Теория музыки».

27.11.2017